Урок
внеклассного чтения в 8 классе.
Тема:
А.Грин «Алые паруса».
Цели:
работа с текстом (составление цитатного плана главы, чтение эпизода в лицах,
подготовленный художественный пересказ эпизода, рассказ о герое, чтение
эпизодов…); индивидуально подготовленный рассказ об авторе; беседа. Выделить
нравственные качества героев.
Оборудование:
Изготовленный учащимися кораблик с алыми парусами; кассета с записью песни
«Маленький принц» (Из к/ф «Пассажир с экватора»); тексты повести «Алые паруса».
Портрет А.Грина «Времена года» П.И. Чайковского.
На доске записано: А.Грин. «Алые паруса».
Ребята, надо верить в
чудеса! (из песни)
«…Человек в порыве к
счастью способен своими руками совершать чудеса». (К.Г.Паустовский)
Над тумбой с парусником – слова из песни:
Мчится
мой парусник,
Мчится
мой парусник,
Мчится
мой парусник
В
сказочный путь!
Ход
урока.
I. Вступительное слово учителя.
После объявления темы урока и целей цитирую Паустовского:
«Все три романа Грина –
«Алые паруса», «Бегущая по волнам» и «Золотая цепь» - являются, по существу,
выражением тоски человека по несбывшемуся чуду, по счастью, выражением той
высокой и плодотворной тоски, какая создает путешественников, открывателей
новых земель, мореплавателей и участников разнообразной и почти сказочной
жизни.
Романы Грина дают великолепную канву для мечтателей».
II. Звучит (в исполнении учащегося
Дунаева В.) музыкальный эпиграф урока:
Ребята, надо верить в чудеса,
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт над океаном.
Не три глаза, ведь это же не сон, И алый парус правда гордо реет, В той бухте, где отважный Грей Нашел свою Ассоль, В той бухте, где Ассоль Дождалась Грея. Учитель: Невольно возникает вопрос: -Что же это за произведение, герои которого вошли в легенды и песни, и кто его автор? Индивидуально подготовленный 2 учащийся рассказывает об А.Грине (по ст. К.Паустовского «Александр Грин») «Внешность Грина лучше слов о характере его жизни: это был необычно худой, высокий и сутулый человек, с лицом, иссеченным тысячами морщин, шрамов, с усталыми глазами, загоравшимися прекрасным блеском только в минуты чтения или выдумывания необычных рассказов. Грин был некрасив, но полон скрытого обаяния. Ходил он тяжело, как ходят грузчики, надорванные работой. Был он очень доверчив, и эта доверчивость внешне выражалась в дружеском, открытом рукопожатии. Грин говорил, что лучше всего узнает людей по тому, как они пожимают руку… Грин прожил тяжелую жизнь. Всё в ней, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из Грина преступника или злодея. Было непонятно, как этот угрюмый человек пронес через мучительное существование дар могучего доброго воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку. Старая Россия наградила Грина жестоко – она отняла у него ещё с детских лет любовь к действительности. Окружающее было страшным, жизнь – невыносимой. Грин выжил, но недоверие к действительности осталась у него на всю жизнь. Он всегда пытался уйти от неё, считая что лучше жить неуловимыми, чем «дрянью и мусором» каждого дня. Грин начал писать и создал в своих книгах мир веселых и смелых людей, прекрасную землю, полную душистых зарослей и солнца, землю, не нанесенную на карту, и удивительные события, кружащие голову, как глоток вина. М.Горький писал: «Я всегда замечал, что людям нравятся интересные рассказы только потому, что позволяют им забыть на час времени тяжелую, но привычную жизнь». Эти слова целиком относятся к Грину. Русская жизнь была ограничена для него обывательской Вяткой, грязной ремесленной школой, ночлежными домами, непосильным трудом, тюрьмой и хроническим голодом. Но где-то за чертой серого горизонта сверкали страны, созданные из света, морских ветров и цветущих трав. Там жили люди, коричневые от солнца,- золотоискатели, охотники, художники, неунывающие бродяги… Жить без веры в то, сто такие страны цветут и шумят где-то на океанских островах, было для Грина слишком тяжело, порой невыносимо… С восьми лет Грин начал напряженно думать о путешествиях. Жажду путешествий он сохранил до самой смерти. Каждое путешествие, даже самое незначительное, вызывало у него глубокое волнение… С ранних лет Грин устал от безрадостного существования. Дома мальчика постоянно били. Даже больная, измученная домашней работой мать с каким-то странным удовольствием дразнила сына… Грин принадлежал к числу людей, не умеющих устраиваться в жизни. В несчастьях он терялся, прятался от людей, стыдился своей бедности. Богатая фантазия мгновенно изменяла ему при первом же столкновении с тяжелой действительностью. Как все неудачники, Грин всегда надеялся на случай, на неожиданное счастье. Мечтатели об «ослепительном случае» и радости полны все рассказы Грина, но больше всего – его повесть «Алые паруса». Учитель цитирует К.Паустовского: «Алые паруса» - поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная насквозь, как утренним солнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса». Итак, обратимся к тексту.
Глава I
– «Предсказание».
Попробуем кратко, цитатами
рассказать её.
1)
– С чего начинается глава?
- С истории
смерти Мери, матери Ассоль.
2) Меннерс и
Лонгрен. Как сложились их взаимоотношения? (передать кратко, цитатой).
-
Спаси!
-
Она также просила тебя!
-
Что же произошло?
-
А как это отразилось на судьбе Лонгрена?
3) «Никто более
не кланялся ему, не протягивал руки, не бросал узнающего, здоровающегося
взгляда. Совершенно навсегда остался он в стороне от деревенских дел».
4) – Как тень
людской ненависти пала на Ассоль?
«Девочка росла
без подруг. Два-три десятка детей её возраста, живших в Каперне, вычеркнули раз
навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и внимания.
…Играя, дети
гнали Ассоль, если она приближалась к ним, швыряли грязью и дразнили…»
5) – Скажи,
почему нас не любят?
- Разве они
умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут…
6) Какой же
выход из сложившейся ситуации нашли Ассоль и Лонгрен?
Художественный
пересказ: (Лукьянов М.)
«Любимым
развлечением Ассоль было…до слов «…засыпала на его груди с головой, полной
чудесных снов».
7) Чтение:
а) «Когда Ассоль исполнилось восемь
лет, отец выучил её читать и писать…» до слов «…как будто она держала огонь».
б) «Дорогу пересекал ручей…» до слов
«… когда он поднимет голову…»
в) чтение в лицах (автор, Эгль,
Ассоль): «Но неизвестный так погрузился в созерцание лесного сюрприза…» кончая
словами: «Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы».
8)
Художественный пересказ (на фоне мелодии П.И.Чайковского «Времена года.
Апрель»)
- Смирнов Е.:
«Не знаю,
сколько пройдет лет, только в Каперне расцветёт одна сказка…»
9) – Вспомните,
как отнеслись люди к рассказу нищего об Ассоль?
Цитата: «Рыбаки,
еле поворачивая головы, растолковывали с усмешкой:
- Лонгрен с
дочерью одичали, а, может повредились в рассудке…
Колдун был у
них, так понимать надо. Они ждут… заморского принца, да ещё под красными
парусами!»
10) Учитель:
сказке, предсказанию, суждено было сбыться… В это же время далео от КАперны рос
мальчик, Артур Грэй.
11)
Подготовленный дома рассказ О Грэе.
_ Вооронков Г.
(выборочно)
12) – Какие
черты характера с детства проявил Грэй?
- Сострадание,
желание добра, бескорыстие…
13) – Как вы
думаете, почему Грэй и Ассоль встретились?
а) Уч-ся находят и зачитывают в
тексте: гл.III («Рассвет»): «Он тихо отвел рукой ветку…», кончая
словами: «он бережно опустил кольцо на малый мизинец, белевший из-под затылка».
б) В трактире Лина Меннерса.
Расспросы о девушке.
в) Ассоль идет мимо. Её облик.
г) Грэй и угольщик.
Зачитываем конец
4 главы: «Так – случайно, как говорят люди, умеющие читать и писать, - Грэй и
Ассоль нашли друг друга утром летнего дня, полного неизбежности».
Обобщение: мечта о счастье заставила
Ассоль поверить в сказку, а Грэя – создать сказку.
14) Глава VII, чтение:
а) « - Вы видите, как тесно сплетены
здесь…» «…сделай ему это чудо, если ты в состоянии».
б) «Не помня, как оставила дом,
Ассоль бежала уже к морю…»
- выборочное
чтение, кончая словами: «- И так крепко поцеловал её, что она засмеялась».
в) Учитель: «Теперь мы отойдем от
них, зная, зная что им нужно быть вместе одним. Много на свете слов на разных
языках и разных наречиях, но всеми ими, даже и отдаленно, не передашь того, что
сказали они в день этот друг другу».
15) Звучит песня
«Маленький принц…»
16) Учитель:
читает на доске слова Паустовского: «Человек в порыве к счастью способен своими
руками совершать чудеса».
А сказка нужна не только детям, но и
взрослым. Она вызывает волнение – источник высоких человеческих страстей. Она
не дает нам успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь,
она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность, и в
этом ценность невыразимого подчас словами, но ясного и могучего обояния
рассказов Грина». (Паустовский)
А ваша сказка – впереди. И пусть в
жизни каждого из вас будет свой алый парусник, и путь, который вы изберёте,
будет ясным, солнечным, сказочным!
|