Главная
Регистрация
Вход
Суббота
05.10.2024
20:58
Приветствую Вас Гость | RSS
ГОУ ТО "Головеньковская специальная общеобразовательная школа закрытого типа"

Меню сайта

 Интернет -портал
"Наука и образование
 против террора"
http://www.scienceport.ru
 Урок внеклассного чтения в 8 классе. 

Урок внеклассного чтения в 8 классе.

Тема: А.Грин «Алые паруса».

Цели: работа с текстом (составление цитатного плана главы, чтение эпизода в лицах, подготовленный художественный пересказ эпизода, рассказ о герое, чтение эпизодов…); индивидуально подготовленный рассказ об авторе; беседа. Выделить нравственные качества героев.

Оборудование: Изготовленный учащимися кораблик с алыми парусами; кассета с записью песни «Маленький принц» (Из к/ф «Пассажир с экватора»); тексты повести «Алые паруса». Портрет А.Грина «Времена года» П.И. Чайковского.

            На доске записано: А.Грин. «Алые паруса».

Ребята, надо верить в чудеса! (из песни)

«…Человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса». (К.Г.Паустовский)

            Над тумбой с парусником – слова из песни:

Мчится мой парусник,

Мчится мой парусник,

Мчится мой парусник

В сказочный путь!

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

            После объявления темы урока и целей цитирую Паустовского:

«Все три романа Грина – «Алые паруса», «Бегущая по волнам» и «Золотая цепь» - являются, по существу, выражением тоски человека по несбывшемуся чуду, по счастью, выражением той высокой и плодотворной тоски, какая создает путешественников, открывателей новых земель, мореплавателей и участников разнообразной и почти сказочной жизни.

            Романы Грина дают великолепную канву для мечтателей».

II. Звучит (в исполнении учащегося Дунаева В.) музыкальный эпиграф урока:

Ребята, надо верить в чудеса,

Когда-нибудь весенним утром ранним

Над океаном алые взметнутся паруса,

И скрипка пропоёт над океаном.

Не три глаза, ведь это же не сон, 
И алый парус правда гордо реет, 
В той бухте, где отважный Грей 
Нашел свою Ассоль, 
В той бухте, где Ассоль 
Дождалась Грея. 
Учитель: Невольно возникает вопрос: -Что же это за произведение, герои которого вошли в легенды и песни, и кто его автор?
               Индивидуально подготовленный 2 учащийся рассказывает об А.Грине (по ст. К.Паустовского «Александр Грин»)
«Внешность Грина лучше слов о характере его жизни: это был необычно худой, высокий и сутулый человек, с лицом, иссеченным тысячами морщин, шрамов, с усталыми глазами, загоравшимися прекрасным блеском только в минуты чтения или выдумывания необычных рассказов.
               Грин был некрасив, но полон скрытого обаяния. Ходил он тяжело, как ходят грузчики, надорванные работой.
               Был он очень доверчив, и эта доверчивость внешне выражалась в дружеском, открытом рукопожатии. Грин говорил, что лучше всего узнает людей по тому, как они пожимают руку…
               Грин прожил тяжелую жизнь. Всё в ней, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из Грина преступника или злодея. Было непонятно, как этот угрюмый человек пронес через мучительное существование дар могучего доброго воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку.
               Старая Россия наградила Грина жестоко – она отняла у него ещё с детских лет любовь к действительности. Окружающее было страшным, жизнь – невыносимой. Грин выжил, но недоверие к действительности осталась у него на всю жизнь. Он всегда пытался уйти от неё, считая что лучше жить неуловимыми, чем «дрянью и мусором» каждого дня.
               Грин начал писать и создал в своих книгах мир веселых и смелых людей, прекрасную землю, полную душистых зарослей и солнца, землю, не нанесенную на карту, и удивительные события, кружащие голову, как глоток вина.
               М.Горький писал: «Я всегда замечал, что людям нравятся интересные рассказы только потому, что позволяют им забыть на час времени тяжелую, но привычную жизнь». Эти слова целиком относятся к Грину.
               Русская жизнь была ограничена для него обывательской Вяткой, грязной ремесленной школой, ночлежными домами, непосильным трудом, тюрьмой и хроническим голодом. Но где-то за чертой серого горизонта сверкали страны, созданные из света, морских ветров и цветущих трав. Там жили люди, коричневые от солнца,- золотоискатели, охотники, художники, неунывающие бродяги…
               Жить без веры в то, сто такие страны цветут и шумят где-то на океанских островах, было для Грина слишком тяжело, порой невыносимо…
               С восьми лет Грин начал напряженно думать о путешествиях. Жажду путешествий он сохранил до самой смерти. Каждое путешествие, даже самое незначительное, вызывало у него глубокое волнение…
               С ранних лет Грин устал от безрадостного существования.
               Дома мальчика постоянно били. Даже больная, измученная домашней работой мать с каким-то странным удовольствием дразнила сына…
               Грин принадлежал к числу людей, не умеющих устраиваться в жизни. В несчастьях он терялся, прятался от людей, стыдился своей бедности. Богатая фантазия мгновенно изменяла ему при первом же столкновении с тяжелой действительностью.
               Как все неудачники, Грин всегда надеялся на случай, на неожиданное счастье.
               Мечтатели об «ослепительном случае» и радости полны все рассказы Грина, но больше всего – его повесть «Алые паруса».
Учитель цитирует К.Паустовского:
               «Алые паруса» - поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная насквозь, как утренним солнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса».
Итак, обратимся к тексту.

            Глава I – «Предсказание».

            Попробуем кратко, цитатами рассказать её.

1) – С чего начинается глава?

- С истории смерти Мери, матери Ассоль.

2) Меннерс и Лонгрен. Как сложились их взаимоотношения? (передать кратко, цитатой).

- Спаси!

- Она также просила тебя!

 

- Что же произошло?

- А как это отразилось на судьбе Лонгрена?

3) «Никто более не кланялся ему, не протягивал руки, не бросал узнающего, здоровающегося взгляда. Совершенно навсегда остался он в стороне от деревенских дел».

4) – Как тень людской ненависти пала на Ассоль?

«Девочка росла без подруг. Два-три десятка детей её возраста, живших в Каперне, вычеркнули раз навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и внимания.

…Играя, дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, швыряли грязью и дразнили…»

5) – Скажи, почему нас не любят?

- Разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут…

6) Какой же выход из сложившейся ситуации нашли Ассоль и Лонгрен?

Художественный пересказ: (Лукьянов М.)

«Любимым развлечением Ассоль было…до слов «…засыпала на его груди с головой, полной чудесных снов».

7) Чтение:

            а) «Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил её читать и писать…» до слов «…как будто она держала огонь».

            б) «Дорогу пересекал ручей…» до слов «… когда он поднимет голову…»

            в) чтение в лицах (автор, Эгль, Ассоль): «Но неизвестный так погрузился в созерцание лесного сюрприза…» кончая словами: «Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы».

8) Художественный пересказ (на фоне мелодии П.И.Чайковского «Времена года. Апрель»)

- Смирнов Е.:

«Не знаю, сколько пройдет лет, только в Каперне расцветёт одна сказка…»

9) – Вспомните, как отнеслись люди к рассказу нищего об Ассоль?

Цитата: «Рыбаки, еле поворачивая головы, растолковывали с усмешкой:

- Лонгрен с дочерью одичали, а, может повредились в рассудке…

Колдун был у них, так понимать надо. Они ждут… заморского принца, да ещё под красными парусами!»

10) Учитель: сказке, предсказанию, суждено было сбыться… В это же время далео от КАперны рос мальчик, Артур Грэй.

11) Подготовленный дома рассказ О Грэе.

_ Вооронков Г. (выборочно)

12) – Какие черты характера с детства проявил Грэй?

- Сострадание, желание добра, бескорыстие…

13) – Как вы думаете, почему Грэй и Ассоль встретились?

            а) Уч-ся находят и зачитывают в тексте: гл.III («Рассвет»): «Он тихо отвел рукой ветку…», кончая словами: «он бережно опустил кольцо на малый мизинец, белевший из-под затылка».

            б) В трактире Лина Меннерса. Расспросы о девушке.

            в) Ассоль идет мимо. Её облик.

            г) Грэй и угольщик.

Зачитываем конец 4 главы: «Так – случайно, как говорят люди, умеющие читать и писать, - Грэй и Ассоль нашли друг друга утром летнего дня, полного неизбежности».

            Обобщение: мечта о счастье заставила Ассоль поверить в сказку, а Грэя – создать сказку.

14) Глава VII, чтение:

            а) « - Вы видите, как тесно сплетены здесь…» «…сделай ему это чудо, если ты в состоянии».

            б) «Не помня, как оставила дом, Ассоль бежала уже к морю…»

- выборочное чтение, кончая словами: «- И так крепко поцеловал её, что она засмеялась».

            в) Учитель: «Теперь мы отойдем от них, зная, зная что им нужно быть вместе одним. Много на свете слов на разных языках и разных наречиях, но всеми ими, даже и отдаленно, не передашь того, что сказали они в день этот друг другу».

15) Звучит песня «Маленький принц…»

16) Учитель: читает на доске слова Паустовского: «Человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса».

            А сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение – источник высоких человеческих страстей. Она не дает нам успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность, и в этом ценность невыразимого подчас словами, но ясного и могучего обояния рассказов Грина». (Паустовский)

            А ваша сказка – впереди. И пусть в жизни каждого из вас будет свой алый парусник, и путь, который вы изберёте, будет ясным, солнечным, сказочным!


Интернет -портал
"Наука и образование против террора"
http://www.scienceport.ru
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)