6
класс
Тема:
Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик.
Цели:
1)
знакомство с орфограммой; отработка умения находить орфограмму в словах,
правильно применять правило;
2)
повторить: безударные гласные в корне; падежные окончания существительных;
личные окончания глаголов 1-2 спряжения; о-ё после шипящих в корне; ы-и после
ц; суффиксы –чик (-щик).
3)
развитие орфографической зоркости учащихся;
4)
индивидуальная работа;
5)
синтаксический разбор предложения.
Оборудование:
1)
Клубочек пряжи;
2)
Таблица Путеводная звезда;
3)
Плакат с загадками;
4)
Плакат «Азбука народной мудрости»;
5)
Плакат «Пиши правильно»;
6)
Рисунки учащихся «Вовка в тридевятом
царстве»; Винтик, Шпунтик, Тюбик, Пончик (герои книги «Незнайка и его друзья»)
Ход
урока.
Проверка
д/задания.
Учитель:
Ребята! Сегодня мы продолжим наш трудный путь в страну знаний. В одном из
прошлых путешествий нам светила путеводная звезда. О чем она предупреждала?
Какие ориентиры высвечивала? Что нужно знать, чтобы не сбиться с пути?
Учащиеся
рассказывают правило о написании суффикса – чик(-щик).
Учитель:
Все помнят волшебные буквы? Повторите! д, т, з, с, ж → -чик!(вывеш. На
магнитной доске, таблица «Путеводная звезда»)
Работа
с перфокартой: допишите суффикс под диктовку: грузчик, пильщик, разведчик, извозчик, переписчик, банщик, сварщик,
переплетчик, летчик, перебежчик.
Проверяю
работы уч-ся.
Работа
с доской: запись и разбор предложения:
Мы спешим в страну знаний (повел.,
невоскл., простое, распр.)
Оцениваю
работу уч-ся.
Учитель: берем волшебный клубочек – и в путь!
Клубочек катится к магнитной доске. Вывешиваю рисунок
«Вовка у ворот царства: Нас опередил старый знакомый! Вот он стоит у заветных
дверей, но крепко заперты двери на замочек. Ключик рядом висит, но открыть
дверь сможет лишь тот, кто правильно напишет слова
Ключ..к и замоч..к
Вот где понадобилось правило, которое Вовка никак учить
не хотел! Думал-думал ленивец и вспомнил: надо форму изменить, в форму
родительного падежа поставить! Поможем Вовке! Уч-ся на доске записываем:
Ключик – ключика, замочек – замочка
Что же выходит? Буква и твердо стоит на ногах,
с места не сдвинется, да еще перекладинка у нее есть, чтобы не шататься! А вот
буква е в слове замочек совсем по-другому себя ведет: только начал
Вовке слово изменять – буква е, как червячок, раз – и уползла. Нет её в р.п.,
нет и во множ. числе:
Замочек – замочка, замочки
Понял Вовка как писать гласные в суффиксах
существительных –ек и –ик!
На доске и в тетрадях записываем тему урока: Гласные в
суффиксах существительных –ек и –ик.
А вы поняли? Учитель формулирует правило:
Чтобы правильно
написать гласные в суффиксах –ек и –ик, надо просклонять эти сущ-е. Если
гласный выпадает, то в суффиксе надо писать букву е; если гласный не выпадает,
то в суффиксе надо писать букву и.
Уч-ся читают правило и образец рассуждения по учебнику. Несколько
уч-ся отвечают правило.
Учитель: к дверям царства знаний спешат знакомые герои:
(показ. рисунки, закрепляю на магнитной доске, уч-ся наз-т их и объясняют
написанное, запись на доске и в тетрадях:
Прибежал деревянный человечек,
С волшебным ключиком,
Знаменитый художник Тюбик,
Известные мастера Винтик, Шпунтик,
Сломя голову мчится краснощекий Пончик
с бубликом в руке.
Учитель: первое испытание выдержали, распахнулись двери
царства! Вот за вратами царства – волшебный зоопарк.
Показываю карточки с рисунками и словосочетаниями, уч-ся
(по цепочке) читают, объясняют вставленные буквы, суффиксы –ек, -ик,
записывают. (карточки прилагаются).
Учитель: Молодцы! Одолели и второе испытание! Движемся
дальше!
Работа
с табличкой «Пиши правильно».
Уч-ся распределяют слова в два столбика: -ек, -ик.
Проверяю работу каждого.
И третье испытание по плечу! А вот – награда!
Вывешиваю загадки. Задание: найдите слова с орфограммой,
запишите их и отгадки. Проверяем. Если уч-ся затрудняются, показываю
слово-отгадку с пропущенными орфограммами.
Работа
с доской.
Запиши словосоч., в котором есть слово с суффиксом –ек в
один столбик, с суффиксом -ик в другой:
тонкий шнурочек, робкий росточек, золотой ключик, маленький замочек, прекрасный
уголочек, расписной столик. Попутно объясняют встречающиеся орфограммы. Повторяем
правило.
Индивидуальная
работа по карточкам, творческое задание сильным уч-ся, работа с табличкой
«Азбука народной мудрости». Один уч-ся работает с доской: записывает текст,
вставляет орфограммы и объясняет их:
Сел комарик под кусточ..к,
Свесил но..ки на песоч..к,
Сунул нос..к под листоч..к.
Спрятался!
Проверяем
запись на доске. Подвожу итоги урока. Оценки.
Д/з:
&40, упр.228.
__________________________________________________________________________________
-ек, -ик
Из
текста детской народной песенки выбрать сущ. С суффиксом –ек; записать их по
образцу: орешек – орешка.
Сел
комарик под кусточек на еловый на пенечек, свесил ножки на песочек, сунул носик
под листочек.Спрятался!
__________________________________________________________________________________
Загадки
1) Не
портной, а всю жизнь с иголками ходит. (ежик)
2) По
горам, по долам ходит шуба да кафтан. (барашек)
3) Идет
идет с бородой, просит травки молодой. (козлик)
4) Красненький
котеночек по жердочке бежит. (огонечек)
5) В
золотой клубочек спрятался дубочек. (желудь)
6) Сладко
дремлет Емелька в деревянной колыбельке. (орешек)
7) Мягкие лапки, а в лапках царапки. (котеночек)
__________________________________________________________________________________
Работа
с доской
Запишите в два столбика:
-ек
-ик
Тонкий шнуроч..к, ро..кий р..сточ..к, з..л..той
ключ..к, маленький замоч..к, пр..красный уголочек, расп..сной стол..к.
__________________________________________________________________________________
Азбука
народной мудрости
1) И
сладкий м..доч..к в жару кисн..т.
2) Пчелы
возвращаются поздно веч..ром в улей – буд..т дожд..к.
3) Весной
нас радует цв..точ..к, а осенью – гр..боч..к.
|