Структура воспитательной программы
Понятие
«воспитание»
Воспитание
– целенаправленные действия по созданию условий для наиболее успешной
социализации и индивидуализации личности ребенка.
1. Цель и задачи воспитания
Цель воспитательной работы:
Создание условий для коррекции и выравнивания
психолого-педагогических отклонений и нарушений у воспитанников спецшколы
Задачи:
Формирование у
воспитанников (несовершеннолетних преступников) гражданской ответственности и
правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности в принятии
решений, толерантности, способности к успешной социализации и активной
адаптации в современном обществе.
2. Принципы воспитания
Педагогическим
коллективом Головеньковской спецшколы было сформулировано 6 принципов и правил
воспитания.
2.1. Принцип гуманистического
подхода воспитания.
В рамках данного принципа воспитанник рассматривается в
качестве первостепенной ценности в системе человеческих отношений, главной
нормой которых является гуманность.
Условия
реализации:
·
Уважительные и доверительные отношения между
педагогами и воспитанниками
·
Терпимость к мнению подростков
·
Доброе, внимательное отношение к ним
·
Создание условий, в которых воспитанник чувствует себя
защищенным, нужным и значимым
·
Создание активной позиции подростка, его
самостоятельности и инициативности
·
Учет интересов воспитанников, их индивидуальных вкусов
и интересов
·
Добровольность участия подростка в различных видах
деятельности
2.2. Принцип соответствия
социальному заказу воспитания нового подрастающего поколения,
задачи которого ориентированы на современные социально-экономические условия.
Условия
реализации:
·
Психолого-педагогический подход в воспитательной
деятельности на уровне современной культуры
·
Взаимосвязь воспитательных задач и задач социального
развития демократического общества
·
Учет разнообразных факторов окружающей социальной
среды (национальных, региональных, особенности данного учебного учреждения)
2.3. Принцип создания воспитывающей
среды требует создание в спецшколе единого коллектива педагогов и
воспитанников, создание воспитывающей среды предполагает взаимную
ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь,
способность вместе преодолевать трудности.
Условия
реализации:
·
Выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей
педагогов и воспитанников
·
Развитие детского самоуправления
·
Формирование позитивного отношения к творческой деятельности (воспитывающая среда
должна быть эвристической)
2.4. Принцип социального закаливания предполагает
включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления
негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления,
адекватных индивидуальным особенностям человека, выработки социального
иммунитета, стрессоустойчивости рефлексивной позиции.
Условия
реализации:
·
Выявления волевой готовности к системе социальных отношений
·
Помощь в анализе проблем социальных отношений и
вариативном проектировании своего поведения
·
Ориентация воспитанников на самопознание
2.5. Принцип индивидуальности
воспитания предполагает учет индивидуальных особенностей воспитанников,
включенных в различные виды деятельности.
Условия
реализации:
·
Мониторинг динамики развития подростков
·
Отслеживание эффективности влияния фронтальных
подходов на индивидуальность воспитанников
·
Учет индивидуальных качеств подростков, их сущностных
сфер при выборе воспитательных средств, направленных на их развитие |