Открытый
урок русского языка в 6 классе.
Тема:
Имя
существительное.
Обобщение
и систематизация изученного.
Ход
урока.
1. Сообщение темы
урока, цели.
2. Безошибочный
диктант. (Заранее записан на доске и закрыт).
великолепный
препятствие
прицеп
преодоление²
жюри
преподаватель²
непоседа
путешественник²
прикосновение
изложение
разрастаться
неприятель
Открываю запись, проверяем.
- Какие виды орфограмм
встретились?
(уч-ся отмечают
безударные гласные корня, проверяемые ударением; написание, проверяемое с точки
зрения этимологии слова; корни с чередованием; сложное слово; смысловые
приставки; не с сущ-ми).
- Найдите имена сущ-е и
назовите те сущ-е, у которых есть особые морфологические признаки.
(уч-ся отмечают особые
скл. сущ. –на –ие; несклоняемое сущ-е; сущ-е общего рода и т.д.).
- Что же такое имя
сущ-е?
(уч-ся дают определение
с примерами)
- Разберите указанные
слова по составу. (с доской).
3. Один из уч-ся
работает у доски.
- «По следам ошибок».
Задание: вставить пропущенные буквы, графически правильно обозначить
орфограмму, объяснить написание.
Молодёж.., ра..каз..ик, бе..страшный, в..лч..нок,
СКВ..рч..нок, билет..к, (не) в..сит, ореш..к, из Африк.., (не) оскорбят
доверч..вост..
4. Класс в это время
работает с предложениями (синтаксич. и пунктуац-й разбор) и продолжает вести
«цепочку грамотности» (нахождение и объяснение орфограмм) с доской:
1) Жаворонок крылышки ра..правил, взл..тел и зан..л
высоту.
2) Многоводная Миссисипи прот..кает в Америк..
3) П..ляна п..стрела цв..тами, а в воздух.. н..сились
разн..цветные бабочки.
Уч-ся работают с
орфограммами; опр-т морфол. признаки сущ-х, их синт-ю роль в пр-ии; составл. схему
3-го пр-я.
5. Проверка работы «по
следам ошибок». Обобщение: с какими видами орфограмм работали?
- Что же такое имя
сущ-е? (примеры из материалов урока).
6. а) Выйти к опушк..,
на парт.., на плпнет.., к цел.., на местност.., по карт.., на листьях сирен..,
у края рощ.., идти по лестниц.., в юност.., в здании…
б) класс работает устно: определить, где
суффикс –чик, где –щик (помогает схема «Путеводная звезда»): строгаль..ик,
рез..ик, груз..ик, носиль..ик.
7. Распределительный
диктант:
-ек
-ик
Билетик, кулечек,
фонарик, мешочек, плащик, платочек, лещик, клубочек, шалашик, горошек,
уголечек, цветочек, ножичек, мячик.
Проверка, объяснение.
8. Работа с орфограммой
о-ё после шипящих. Уч-ся предлагается по рисунку подобрать словосочетания на
тему «Цирк зажигает огни». Проверка.
9. Творческий диктант:
образовать сущ-е с уменьшительно-ласкательным суффиксом и записать в 2
столбика:
-ек
-ок
Пух,
пустяк, пятак, рог, стог, овраг, утюг, клок, бок, жук, смех, орех, пирог,
сапог, внук, червяк, язык.
Проверяем,
сверяя со схемой.
10. Проверим ещё раз,
как усвоили тему. Работа с тестами. (прилагаются).
11. Подведение итогов
урока. Оценки.
12. Д/з - &42,
упр.244 (выписать).
|