Главная
Регистрация
Вход
Суббота
05.10.2024
20:52
Приветствую Вас Гость | RSS
ГОУ ТО "Головеньковская специальная общеобразовательная школа закрытого типа"

Меню сайта

 Интернет -портал
"Наука и образование
 против террора"
http://www.scienceport.ru
 урок в 6 классе 

6 класс

Тема: Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик.

Цели:

1) знакомство с орфограммой; отработка умения находить орфограмму в словах, правильно применять правило;

2) повторить: безударные гласные в корне; падежные окончания существительных; личные окончания глаголов 1-2 спряжения; о-ё после шипящих в корне; ы-и после ц; суффиксы  –чик  (-щик).

3) развитие орфографической зоркости учащихся;

4) индивидуальная работа;

5) синтаксический разбор предложения.

Оборудование:

1)      Клубочек пряжи;

2)      Таблица Путеводная звезда;

3)      Плакат с загадками;

4)      Плакат «Азбука народной мудрости»;

5)      Плакат «Пиши правильно»;

6)      Рисунки учащихся «Вовка в тридевятом царстве»; Винтик, Шпунтик, Тюбик, Пончик (герои книги «Незнайка и его друзья»)

 

Ход урока.

Проверка д/задания.

Учитель: Ребята! Сегодня мы продолжим наш трудный путь в страну знаний. В одном из прошлых путешествий нам светила путеводная звезда. О чем она предупреждала? Какие ориентиры высвечивала? Что нужно знать, чтобы не сбиться с пути?

Учащиеся рассказывают правило о написании суффикса – чик(-щик).

Учитель: Все помнят волшебные буквы? Повторите! д, т, з, с, ж → -чик!(вывеш. На магнитной доске, таблица «Путеводная звезда»)

Работа с перфокартой: допишите суффикс под диктовку: грузчик, пильщик, разведчик, извозчик, переписчик, банщик, сварщик, переплетчик, летчик, перебежчик.

Проверяю работы уч-ся.

Работа с доской: запись и разбор предложения:

            Мы спешим в страну знаний (повел., невоскл., простое, распр.)

Оцениваю работу уч-ся.

            Учитель: берем волшебный клубочек – и в путь!

            Клубочек катится к магнитной доске. Вывешиваю рисунок «Вовка у ворот царства: Нас опередил старый знакомый! Вот он стоит у заветных дверей, но крепко заперты двери на замочек. Ключик рядом висит, но открыть дверь сможет лишь тот, кто правильно напишет слова

                        Ключ..к и замоч..к

            Вот где понадобилось правило, которое Вовка никак учить не хотел! Думал-думал ленивец и вспомнил: надо форму изменить, в форму родительного падежа поставить! Поможем Вовке! Уч-ся на доске записываем:

                        Ключик – ключика, замочек – замочка

            Что же выходит? Буква и твердо стоит на ногах, с места не сдвинется, да еще перекладинка у нее есть, чтобы не шататься! А вот буква е в слове замочек совсем по-другому себя ведет: только начал Вовке слово изменять – буква е, как червячок, раз – и уползла. Нет её в р.п., нет и во множ. числе:

                        Замочек – замочка, замочки

            Понял Вовка как писать гласные в суффиксах существительных –ек и –ик!

            На доске и в тетрадях записываем тему урока: Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик.

            А вы поняли? Учитель формулирует правило:

Чтобы правильно написать гласные в суффиксах –ек и –ик, надо просклонять эти сущ-е. Если гласный выпадает, то в суффиксе надо писать букву е; если гласный не выпадает, то в суффиксе надо писать букву и.

            Уч-ся читают правило и образец рассуждения по учебнику. Несколько уч-ся отвечают правило.

            Учитель: к дверям царства знаний спешат знакомые герои: (показ. рисунки, закрепляю на магнитной доске, уч-ся наз-т их и объясняют написанное, запись на доске и в тетрадях:

                        Прибежал деревянный человечек,

                        С волшебным ключиком,

                        Знаменитый художник Тюбик,

                        Известные мастера Винтик, Шпунтик,

                        Сломя голову мчится краснощекий Пончик с бубликом в руке.

            Учитель: первое испытание выдержали, распахнулись двери царства! Вот за вратами царства – волшебный зоопарк.

            Показываю карточки с рисунками и словосочетаниями, уч-ся (по цепочке) читают, объясняют вставленные буквы, суффиксы –ек, -ик, записывают. (карточки прилагаются).

            Учитель: Молодцы! Одолели и второе испытание! Движемся дальше!

Работа с табличкой «Пиши правильно».

            Уч-ся распределяют слова в два столбика: -ек, -ик. Проверяю работу каждого.

            И третье испытание по плечу! А вот – награда!

            Вывешиваю загадки. Задание: найдите слова с орфограммой, запишите их и отгадки. Проверяем. Если уч-ся затрудняются, показываю слово-отгадку с пропущенными орфограммами.

Работа с доской.

            Запиши словосоч., в котором есть слово с суффиксом –ек в один столбик, с суффиксом   -ик в другой: тонкий шнурочек, робкий росточек, золотой ключик, маленький замочек, прекрасный уголочек, расписной столик. Попутно объясняют встречающиеся орфограммы. Повторяем правило.

Индивидуальная работа по карточкам, творческое задание сильным уч-ся, работа с табличкой «Азбука народной мудрости». Один уч-ся работает с доской: записывает текст, вставляет орфограммы и объясняет их:

            Сел комарик под кусточ..к,

            Свесил но..ки на песоч..к,

            Сунул нос..к под листоч..к.

            Спрятался!

Проверяем запись на доске. Подвожу итоги урока. Оценки.

Д/з: &40, упр.228.

           

__________________________________________________________________________________

-ек, -ик

Из текста детской народной песенки выбрать сущ. С суффиксом –ек; записать их по образцу: орешек – орешка.

Сел комарик под кусточек на еловый на пенечек, свесил ножки на песочек, сунул носик под листочек.Спрятался!

__________________________________________________________________________________

Загадки

1)      Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (ежик)

2)      По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (барашек)

3)      Идет идет с бородой, просит травки молодой. (козлик)

4)      Красненький котеночек по жердочке бежит. (огонечек)

5)      В золотой клубочек спрятался дубочек. (желудь)

6)      Сладко дремлет Емелька в деревянной колыбельке. (орешек)

7)       Мягкие лапки, а в лапках царапки. (котеночек)

__________________________________________________________________________________

Работа с доской

Запишите в два столбика:

                                      -ек                                                               -ик

Тонкий шнуроч..к, ро..кий р..сточ..к, з..л..той ключ..к, маленький замоч..к, пр..красный уголочек, расп..сной стол..к.

__________________________________________________________________________________

Азбука народной мудрости

1)      И сладкий м..доч..к в жару кисн..т.

2)      Пчелы возвращаются поздно веч..ром в улей – буд..т дожд..к.

3)      Весной нас радует цв..точ..к, а осенью – гр..боч..к.

 

 


Интернет -портал
"Наука и образование против террора"
http://www.scienceport.ru
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)