Главная
Регистрация
Вход
Суббота
05.10.2024
21:10
Приветствую Вас Гость | RSS
ГОУ ТО "Головеньковская специальная общеобразовательная школа закрытого типа"

Меню сайта

 Интернет -портал
"Наука и образование
 против террора"
http://www.scienceport.ru
 Открытый урок русского языка в 7 классе. 

Открытый урок   русского языка  в 7 классе.

Тема: «Частица. Повторение и систематизация изученного по теме».

Цели: систематизировать изучение по теме «Частица»; распределение всех частиц по разрядам; повторение написания фразеологизмов с частицами; словарные слова; повторить правописание не с разными частями речи; пунктуация сложного предложения, причастных и деепричастных оборотов; синтаксический разбор предложения; морфемный разбор слова; повторить знания учащихся словарей; повторение частей речи и нахождение их в тексте.

Оборудование: карточки «По следам ошибок»; частицы (все) с магнитами для распределения по разрядам; написанная учащимся картина «Дерево любви»; выставка различных словарей; текст «Лесное чудо» - о Ясной Поляне (использование регионального компонента урока).

Ход урока

1. Объявление темы урока, целей: «Частица. Повторение изученного».

2. Проверка домашнего задания:

            1) один учащийся записывает по память фразеологизмы с ни на доске:

во что бы то ни стало; как ни в чём не бывало; ни жив ни мёртв; ни стать ни сесть; ни свет ни заря; ни рыба ни мясо; ни пуха ни пера; ни два ни полтора; ни то ни сё; ни богу свечка ни чёрту кочерга; ни больше ни меньше; ни в зуб ногой; ни в какие ворота не лезет; ни дна ни покрышки; ни к селу ни к городу; ни кола ни двора; ни ответа ни привета; ни слуху ни духу.

            2) второй учащийся работает с индивидуальной карточкой «По следам ошибок» - на доску выписывает слова, в которых допустил ошибки, графически обозначает орфограмму и объясняет правописание (корень с чередованием указывает «виновника» написания, безударная гласная, записывает проверочное слово и т.д.)

            3) Класс в это время пишет орфографическую диктовку, комментируя написание:

вовсе не интересный фильм; неинтересный рассказ; отнюдь не весело; было невесело; далеко не случайный ответ; неслучайный ответ; нераспечатанный пакет; ещё не оттаявшая земля; необдуманное решение.

После написания диктовки – вопрос: - Что повторили? (не – частица; не – приставка; не с прилагательными, наречиями, причастиями).

            4) Проверка записей на доске.

            5) Учащиеся прослушивают рифмовку:

Не с глаголами не дружит

И частицей только служит:

Не пошел, не взял, не пел –

Вот у не как много дел.

- Есть ли в четверостишии условие, обозначающее написание не с глаголами? (есть, является частицей).

- Какое значение придаёт эта частица глаголам? (отрицательное).

- Всегда ли частица не выражает отрицание? Приведите примеры. (Нет, например: не мог не вспомнить, не мог не приехать).

3.  Работа с текстом «О словарях».

Какую бы профессию в своей жизни вы ни избрали, словари во что бы то ни стало должны стать вашими постоянными пощниками. Ведь ни одна книга не несёт в себе столько новых сведений, как словари. Они не только помогают правильно писать слова, определять их значение, происхождение, но и дают новые знания из разных областей науки, литературы, искусства. Словари не могут не оказать влияния на расширение вашего кругозора. И пусть эти книги станут вашими настольными книгами.

 

            а) учащиеся записывают текст и комментируют написание; определяют значение частиц;

            б) обращаю внимание на 3-е предложение, учащиеся выделяют предлог не только, но и;

            в) в 4-м предложении обращаю внимание на сочетание «не могут не сказать» - учащиеся определяют положительный смысл выражения;

            г) в последнем предложении учащиеся выделяют и пусть станут – как повелительное наклонение глагола, поясняют значение частицы пусть, и…

            д) - А какие словари Вам известны? (уч-ся называют).

4. Повторение теоритических сведений о частицах:

учащиеся распределяют частицы по разрядам (значениям) на магнитной доске: отрицательные, формообразующие, смысловые.

5. Раскрываю доску, где написан текст «Лесное чудо» и висит картина учащегося с изображением этих деревьев –Р.К.

Лесное чудо.

1) На опушк.. леса в Ясн.. Полян.. ст..ят ду.. и берёза. (Повеств., невоскл., простое, распр., с одн.чл.)

2) У з..мли ств..лы тесно тесно сомкнулись, только (не) растут от одного корня, а кроны, переплятаясь ветвями, чуть отстранились друг от друга. (Повеств., невоскл., сложное, нераспр., с однороднами членами, распрост. с деепричастным оборотом).

3) Видно сразу, что дуб старше и сильнее берёзы, он поддерживает её ветки, как друг, сильный и верный.

4) Они стоят на самой опушке леса, где расходятся три дороги, и видны всем.

5) Люди зовут их «Лесное чудо».

6) И только Толстой ничего не говорил о них и не называл их никак, потому что тогда деревья были ещё детьми, и это было лишь любовь детей, росших вместе.

Учащиеся объясняют пропущенные или подчеркнутые орфограммы; первое предложение списывают и делают синтаксический разбор, второе предложение – комментируют написание и делают синтакс. разбор; морфемный разбор слова; в четвертом предложении подчеркивают гр-е основы пр-й и объясняют расстановку знаков препинания;  в последним предложении обозначают все части речи.

6. Обобщение.

            Что повторили на уроке? Уч-ся называют орфограммы, пунктограммы, теоретические сведения о частице и других частях речи, морфемы, причастные и деепричастные обороты и знаки препинания при них; синтаксический разбор предложений и пунктуация сложного пр-я; правописание устойчивых выражений с ни; союзов и т.д.

7. Домашнее задание – творческое – работа с текстом по репродукции с картины Шишкина «Рожь». (обогащение текста частицами). Или упражнение 408 (кто не сможет работать творчески).

8. Итоги урока. Оценки.


Интернет -портал
"Наука и образование против террора"
http://www.scienceport.ru
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)