Открытый
урок русского языка в 7 классе.
Тема:
«Частица. Повторение и систематизация изученного по теме».
Цели:
систематизировать изучение по теме «Частица»; распределение всех частиц по
разрядам; повторение написания фразеологизмов с частицами; словарные слова;
повторить правописание не с разными частями речи;
пунктуация сложного предложения, причастных и деепричастных оборотов; синтаксический
разбор предложения; морфемный разбор слова; повторить знания учащихся словарей;
повторение частей речи и нахождение их в тексте.
Оборудование:
карточки «По следам ошибок»; частицы (все) с магнитами для распределения по
разрядам; написанная учащимся картина «Дерево любви»; выставка различных
словарей; текст «Лесное чудо» - о Ясной Поляне (использование регионального
компонента урока).
Ход
урока
1. Объявление темы
урока, целей: «Частица. Повторение изученного».
2. Проверка домашнего
задания:
1) один учащийся записывает по память фразеологизмы с ни
на доске:
во что бы то ни стало;
как ни в чём не бывало; ни жив ни мёртв; ни стать ни сесть; ни свет ни заря; ни
рыба ни мясо; ни пуха ни пера; ни два ни полтора; ни то ни сё; ни богу свечка
ни чёрту кочерга; ни больше ни меньше; ни в зуб ногой; ни в какие ворота не
лезет; ни дна ни покрышки; ни к селу ни к городу; ни кола ни двора; ни ответа
ни привета; ни слуху ни духу.
2) второй учащийся работает с индивидуальной карточкой
«По следам ошибок» - на доску выписывает слова, в которых допустил ошибки,
графически обозначает орфограмму и объясняет правописание (корень с
чередованием указывает «виновника» написания, безударная гласная, записывает
проверочное слово и т.д.)
3) Класс в это время пишет орфографическую диктовку,
комментируя написание:
вовсе не интересный
фильм; неинтересный рассказ; отнюдь не весело; было невесело; далеко не
случайный ответ; неслучайный ответ; нераспечатанный пакет; ещё не оттаявшая
земля; необдуманное решение.
После
написания диктовки – вопрос: - Что повторили? (не – частица; не
– приставка; не с прилагательными, наречиями, причастиями).
4) Проверка записей на доске.
5) Учащиеся прослушивают рифмовку:
Не
с глаголами не дружит
И
частицей только служит:
Не
пошел, не взял, не пел –
Вот
у не как много дел.
- Есть ли в четверостишии
условие, обозначающее написание не с глаголами? (есть, является
частицей).
- Какое значение
придаёт эта частица глаголам? (отрицательное).
- Всегда ли частица не
выражает отрицание? Приведите примеры. (Нет, например: не мог не вспомнить, не
мог не приехать).
3. Работа с текстом «О словарях».
Какую
бы профессию в своей жизни вы ни избрали, словари во что бы то ни стало должны
стать вашими постоянными пощниками. Ведь ни одна книга не несёт в себе столько
новых сведений, как словари. Они не только помогают правильно писать слова,
определять их значение, происхождение, но и дают новые знания из разных
областей науки, литературы, искусства. Словари не могут не оказать влияния на
расширение вашего кругозора. И пусть эти книги станут вашими настольными
книгами.
а) учащиеся записывают текст и комментируют написание;
определяют значение частиц;
б) обращаю внимание на 3-е предложение, учащиеся выделяют
предлог не только, но и;
в) в 4-м предложении обращаю внимание на сочетание «не
могут не сказать» - учащиеся определяют положительный смысл выражения;
г) в последнем предложении учащиеся выделяют и пусть
станут – как повелительное наклонение глагола, поясняют значение частицы пусть,
и…
д) - А какие словари Вам известны? (уч-ся называют).
4. Повторение теоритических
сведений о частицах:
учащиеся распределяют
частицы по разрядам (значениям) на магнитной доске: отрицательные, формообразующие,
смысловые.
5. Раскрываю доску, где
написан текст «Лесное чудо» и висит картина учащегося с изображением этих
деревьев –Р.К.
Лесное
чудо.
1)
На опушк.. леса в Ясн.. Полян.. ст..ят ду.. и берёза. (Повеств., невоскл.,
простое, распр., с одн.чл.)
2)
У з..мли ств..лы тесно тесно сомкнулись, только (не) растут от одного корня, а
кроны, переплятаясь ветвями, чуть отстранились друг от друга. (Повеств.,
невоскл., сложное, нераспр., с однороднами членами, распрост. с деепричастным
оборотом).
3)
Видно сразу, что дуб старше и сильнее берёзы, он поддерживает её ветки, как
друг, сильный и верный.
4)
Они стоят на самой опушке леса, где расходятся три дороги, и видны всем.
5)
Люди зовут их «Лесное чудо».
6)
И только Толстой ничего не говорил о них и не называл их никак, потому что
тогда деревья были ещё детьми, и это было лишь любовь детей, росших вместе.
Учащиеся
объясняют пропущенные или подчеркнутые орфограммы; первое предложение списывают
и делают синтаксический разбор, второе предложение – комментируют написание и
делают синтакс. разбор; морфемный разбор слова; в четвертом предложении
подчеркивают гр-е основы пр-й и объясняют расстановку знаков препинания; в последним предложении обозначают все части
речи.
6. Обобщение.
Что повторили на уроке? Уч-ся называют орфограммы,
пунктограммы, теоретические сведения о частице и других частях речи, морфемы,
причастные и деепричастные обороты и знаки препинания при них; синтаксический
разбор предложений и пунктуация сложного пр-я; правописание устойчивых
выражений с ни; союзов и т.д.
7. Домашнее задание –
творческое – работа с текстом по репродукции с картины Шишкина «Рожь».
(обогащение текста частицами). Или упражнение 408 (кто не сможет работать
творчески).
8. Итоги урока. Оценки.
|